Дата
Автор
Рубен Ениколопов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Россия оказалась на грани дефолта. Это уже полный крах экономики?

1. Что случилось?

27 июня Россия допустила «событие дефолта», сообщило агентство Bloomberg. Накануне истек грейс-период выплат процентов на сумму 100 миллионов долларов по двум выпускам еврооблигаций. Таким образом впервые более чем за 100 лет Россия не смогла расплатиться по внешним обязательствам. Bloomberg называет это «кульминацией» санкций Запада, из-за которых для страны разрушились «каналы платежей иностранным кредиторам».

«Медуза» попросила ректора Российской экономической школы Рубена Ениколопова объяснить, что дефолт значит для страны в целом и для отдельных граждан.

Впервые мы опубликовали эти карточки 9 марта. После технического дефолта 27 июня мы обновили их.

2. Этот дефолт как-то скажется на России прямо сейчас?

Нет, эксперты, опрошенные Bloomberg, отмечают: дефолт России уникален, поскольку носит символический характер. У страны есть ресурсы, чтобы заплатить по всем обязательствам, но нет возможности это сделать.

Министр финансов Антон Силуанов ранее настаивал, что «никакой это не дефолт», и называл ситуацию «фарсом». Дело в том, что еще в мае США не продлили срок действия генеральной лицензии, позволявшей России обслуживать внешний долг в долларах. Поэтому Россия начала выплачивать его в рублях. Но средства из-за санкций не дошли до адресатов.

К тому же дефолт пока не объявлен формально — это должны сделать крупнейшие рейтинговые агентства, которые после начала войны в Украине отозвали рейтинги России, или комитет кредиторов, которые могут подать к стране иск о срочном погашении обязательств. Силуанов отмечал, что позиция России на таком процессе состояла бы в том, что это не заемщик создал искусственные препятствия на пути денег к конечному получателю.

3. Но в 1998 году тоже был дефолт, и после него все рухнуло. Почему сейчас должно быть по-другому?

Разница довольно велика.

В 1998 году дефолт был началом кризиса (хотя проблемы, которые к нему привели, копились долго), а сейчас это одно из многих свидетельств тяжелой ситуации, в которой оказалась российская экономика. Важное отличие в том, что в 1998 году от дефолта напрямую пострадали прежде всего российские банки, покупавшие государственные краткосрочные облигации (ГКО), выплаты по которым тогда государство остановило. А теперь пострадают в первую очередь иностранные заемщики — покупатели облигаций федерального займа (ОФЗ).

4. Это из-за санкций? России нечем платить?

Отчасти.

Возможности России выплачивать долги действительно ограничены тем, что валютные резервы Центробанка, которые должны были пойти на эти цели, оказались заморожены. Положение, в котором оказалась Россия, аналитики сравнивают с положением Венесуэлы накануне дефолта 2017 года. У обеих стран стоимость государственного долга упала до близких к нулевым значений (то есть никто не хочет покупать их облигации). Кроме того, основная экспортная отрасль Венесуэлы — нефтяная — тогда оказалась под санкциями, как и теперь — российская. Если бы не это, страна могла бы расплатиться по долгам.

В принципе, руководство России, если бы хотело, могло бы договориться о разморозке части резервов Центробанка специально для выплаты внешнего долга. Но оно, наоборот, дает сигналы, что у него нет желания выплачивать эти долги.

5. Получается, Россия сама себе устраивает дефолт?

Да.

В частности, подписаны специальные указы о том, что «недружественным» странам (а в этот список попали почти все развитые) выплаты могут быть сделаны в рублях. С точки зрения внешних кредиторов, это воспринимается как дефолт, поскольку рубли сейчас не представляют особой ценности. Они не могут их обменять обратно на валюту и вывести из страны. По сути, это нарушение контрактных обязательств, так как в соглашениях по этим долговым бумагам написано, что выплаты должны делаться в валюте.

Этим государственный долг отличается от корпоративных долгов, которые в отдельных случаях можно выплачивать в рублях в России. В случае госдолга четко прописано, в какой валюте он должен погашаться. Отказ России делать это будет нарушением обязательств, то есть дефолтом.

6. А граждане России из-за этого пострадают?

Прямо сейчас конкретно от дефолта нет. Хотя косвенно его последствия коснутся каждого.

После дефолта любые иностранные инвестиции, по сути, прекратятся на очень долгое время, поскольку Россия будет восприниматься как экономика с чрезвычайно высокими рисками. В лучшем случае, даже если будут сняты санкции, заимствования станут очень дорогими и для российского государства, и для российских компаний.

Это также полностью подрывает макроэкономическую стабильность страны, которая формировалась очень долгие годы. Мы можем стать свидетелями резкого скачка инфляции, роста безработицы, сокращения экономики и падения благосостояния граждан. И неизвестно, сколько времени потребуется на восстановление утраченных позиций.

Рубен Ениколопов